Nov 24 1981

Цена Жизни

Tag: Гуманизмadmin @ 3:58 pm

Для начала, я хочу предложить вашему вниманию Шотландскую балладу в переводе Самуила Маршака.

Самуил МаршакВЕРЕСКОВЫЙ МЕД

Шотландская баллада
(из Роберта Стивенсона)

Из вереска напиток
Забыт давным-давно.
А был он слаще меда,
Пьянее, чем вино.

В котлах его варили
И пили всей семьей
Малютки-медовары
В пещерах под землей.

Пришел король шотландский,
Безжалостный к врагам,
Погнал он бедных пиктов
К скалистым берегам.

На вересковом поле,
На поле боевом
Лежал живой на мертвом
И мертвый - на живом.
_______

Лето в стране настало,
Вереск опять цветет,
Но некому готовить
Вересковый мед.

В своих могилках тесных,
В горах родной земли
Малютки-медовары
Приют себе нашли.

Король по склону едет
Над морем на коне,
А рядом реют чайки
С дорогой наравне.

Король глядит угрюмо:
“Опять в краю моем
Цветет медвяный вереск,
А меда мы не пьем!”

Но вот его вассалы
Приметили двоих
Последних медоваров,
Оставшихся в живых.

Вышли они из-под камня,
Щурясь на белый свет,-
Старый горбатый карлик
И мальчик пятнадцати лет.

К берегу моря крутому
Их привели на допрос,
Но ни один из пленных
Слова не произнес.

Сидел король шотландский,
Не шевелясь, в седле.
А маленькие люди
Стояли на земле.Гневно король промолвил:
“Пытка обоих ждет,
Если не скажете, черти,
Как вы готовили мед!”

Сын и отец молчали,
Стоя у края скалы.
Вереск звенел над ними,
В море катились валы.

И вдруг голосок раздался:
“Слушай, шотландский король,
Поговорить с тобою
С глазу на глаз позволь!

Старость боится смерти.
Жизнь я изменой куплю,
Выдам заветную тайну!” -
Карлик сказал королю.

Голос его воробьиный
Резко и четко звучал:
“Тайну давно бы я выдал,
Если бы сын не мешал!

Мальчику жизни не жалко,
Гибель ему нипочем…
Мне продавать свою совесть
Совестно будет при нем.

Пускай его крепко свяжут
И бросят в пучину вод -
А я научу шотландцев
Готовить старинный мед!..”

Сильный шотландский воин
Мальчика крепко связал
И бросил в открытое море
С прибрежных отвесных скал.

Волны над ним сомкнулись.
Замер последний крик…
И эхом ему ответил
С обрыва отец-старик:

“Правду сказал я, шотландцы,
От сына я ждал беды.
Не верил я в стойкость юных,
Не бреющих бороды.

А мне костер не страшен.
Пускай со мной умрет
Моя святая тайна -
Мой вересковый мед!”

С.Маршак. Лирика. Переводы.
Санкт-Петербург, Лениздат, 1996.

Эту балладу, я впервые услышал в детстве по радио и что-то, мне в ней не понравилось. Я иногда вспоминал о ней и наконец решил найти, чтобы освежить в памяти.
Нашёл – освежил память и что вы думаете? Мне кажется, что я понял, что именно мне не понравилось в балладе.

  • Бессмысленная жестокость короля
  • Бессмысленное упрямство карликов – медоваров.

Один убивает целый народ, чтобы заполучить рецепт приготовления мёда. Другие готовы пожертвовать и жертвуют собой, чтобы сохранить тайну рецепта и в конце концов, уносят ей с собой в могилу.
Из баллады не следует, что король всё равно всех убил бы, даже получив рецепт приготовления мёда.
Вопрос:
Стоит за обладание рецепта, убивать целый народ?
Стоит ради тайны рецепта, жертвовать собой целому народу?

Я прекрасно понимаю, что разбирать древний эпос, практически фэнтези несколько странно, но к написанию подобного поста меня подтолкнули другие события и случаи.

Несколько лет тому назад, у одной женщины украли из детской коляски ребёнка. Несколько месяцев длились поиски и в итоге безутешная мать покончила с жизнью, совершив самоубийство.

Пропажа ребёнка для матери серьёзная трагедия, но она при этом пошла на ещё большую трагедию и совершенно добровольно отказывается от второго ребёнка, любимого мужа, кучи родных и знакомых и наконец от собственной жизни. В полне вероятно, что случилось психическое расстройство, но я не врач, чтобы ставить диагноз. Печально и то, что в трудную минуту никто не подумал о возможном развитии событий и не предотвратил самоубийство.

Ещё один случай. Эгоистичные родитель, с болезненным самолюбием, способен довести до могилы своих детей. Свою мечту переложил на ребёнка и требует от него практически невозможного. У родителей часто и в мыслях такого нет, что дети просто не могут, или не хотят заниматься осуществлением чужой мечты - мечты своих родителей и имеют на это полное право. …«Зина рассказала про то, что отец убьет ее за проваленные экзамены». В принципе, он её и убил.

«- Эта девочка сказала нам, что Зина сама попросила устроить ее на «работу», - вспоминает Ирина. - Милиционеры показали нам предсмертную записку. Там она просила прощения. Писала, что боялась, что мы разочаруемся в ней. Хотела поступать в следующем году. Но больше не может ТАК. Там была такая строчка: «Я так хочу домой, но знаю, папа, ты меня будешь презирать, если узнаешь правду, а я этого не переживу, потому что очень люблю вас».

Когда Зину похоронили, Кир сжег в тазике в ванной все ее наградные грамоты.»

К своем мечте надо идти самому, а не толкать на подвиг своих детей. У них свои мечты и планы. Кто станет осуществлять их?

В немецких концентрационных лагерях, условия содержания были не выносимые, но случаев самоубийства практически не было.

Тема ещё в работе.



Сайт управляется системой uCoz