Nov 19
Аида Ведищева
Аида Семеновна Ведищева
(Аида Соломонoвна Вайс)
0 июня 1941) Певеца
“Я мечтаю вернуться туда, откуда пришла”
Ее имя тщательно вымарывалось в титрах легендарной и непревзойденной кинокомедии “Кавказская пленница”, пластинки тоже были под строжайшим запретом. Но несмотря на жесткие меры, предпринятые советским правительством по отношению к Аиде Ведищевой, ее песни поют и сегодня. Стоит лишь произнести: “Где-то на белом свете, там, где всегда мороз…”- и сразу же становится ясно, о ком идет речь. В 1980-м Ведищева вынуждена была покинуть Родину и уехать в Америку. И вот спустя семнадцать лет она вернулась на родную землю. В Донецке состоялся ее первый концерт.
- Я счастлива, что мой первый концерт состоялся на Украине. Именно здесь прошли самые лучшие годы моей жизни, - сказала перед концертом Аида Семеновна. - Это моя вторая родина, так как мама - киевлянка. А в Донецке живет моя сестра и другие родственники.
- Аида Семеновна, почему в свое время вы вынуждены были уехать?
- На сцене судьба у меня сложилась счастливо. Я быстро получила признание, и публика меня очень любила. Но оборотной стороной успеха была тяжелая закулисная жизнь, которая изобиловала сплошными запретами. Творческой свободы тогда не существовало - была диктаторская система, которая подавляла индивидуальность.
Я была иная - не такая, какими были тогда Валентина Толкунова и другие певицы. В 1972 году меня начали притеснять, затем это привело к творческому удушью. Мои концерты снимали по неуважительным причинам. Часто заменяли меня другими исполнителями. На телевидении ко мне тоже относились холодно и почти не показывали. Единственной организацией, где меня любили, была хозрасчетная фирма “Мелодия”. Эта фирма выпускала мои пластинки, но я даже копейки за это не получала.
Ситуация очень усложнилась, и многие начали уезжать. Это были 1972-1975 годы. Уехала Мондрус - очень талантливая певица, Ростропович уехал… Так что говорить о Ведищевой? Я уехала последней - как последний из могикан. Произошло это в марте 1980 года. У меня просто не было другого выхода. Я понимала: если останусь - это будет моей творческой смертью.
- Как вас приняли в Америке?
- Никак. Абсолютно никак. А кому я там нужна была? А кто кому там нужен вообще? Мы должны понять: это волчья страна. Я не ругаюсь, это просто законы такие волчьи. Никто там за тобой ухаживать не будет. Мы приехали с нашим сознанием, уверенные, что кто-то должен нас встречать. Хотя я никогда не страдала звездной болезнью, но тем не менее была популярной, тираж моих пластинок составил 20 миллионов, я - лауреат Сопота! Но это никого не интересовало. Ах, так? О’кей! Я пришла в колледж и начала изучать театр, манеру Бродвея и через два года показала свою программу “The best of Broadway and Holliwood” в Карнеги-холл. А вы знаете, что такое Карнеги-холл и как туда попасть? Нужно учиться, учиться и учиться. Поэтому пришлось очень сложно.
- Вы пели в ресторанах?
- Никогда. Я делаю в ресторанах только шоу-концерты. Петь там - не мой жанр. В ресторан люди идут потанцевать и повеселиться. Для меня очень важна духовная связь со зрителем, а в ресторане это невозможно.
Потом я стала миллионершей - вышла замуж за миллионера. Это была огромная ошибка. Оказалась птичкой в золотой клетке. Мне запрещали петь, потому что мой супруг считал это признаком дурного тона. Я начала делать телевизионные шоу и писать песни - ведь надо было что-то делать. И тут произошла трагедия в Чернобыле. Семь дней я не могла ни есть, ни пить. Пыталась дозвониться родственникам на Украину, но это оказалось невозможным - все было перекрыто. И тогда я написала песню “Awake, my people” на английском языке.
- Расскажите о вашей работе с Леонидом Гайдаем.
- Это величайшая фигура в киноискусстве. К великому счастью, он смог реализовать себя полностью. Как состоялось наше знакомство? Окончив в Иркутске иняз, я поехала в Москву искать счастья. Сначала работала с оркестром Лундстрема, затем - три года с оркестром Утесова. Первыми шагами на радио стали передачи “Юность” и “Доброе утро”. Помню, редактор “Доброго утра” позвонила мне однажды и попросила исполнить песню. Я пришла, посмотрела на ноты, а там буквально несколько строчек - петь нечего. Ну, спела и ушла. Через неделю мне звонит редактор и говорит: “Аида, поздравляю, твоя песня попала в кино!”. Оказывается, они искали голос, похожий на голос Варлей, чтобы “комар носа не подточил”. Мой голос подошел. Я, конечно, опешила от радости. Потом студия, запись и встреча с Гайдаем. Через какое-то время появляется “Бриллиантовая рука”. Фильм был уже поставлен, однако Гайдай меня не пригласил, так как “не видел меня в образе”. Но композитор Зацепин сказал: “Только Аида!” Меня начали разыскивать, а я гастролировала по Дальнему Востоку.
Домой после гастролей приехала поздно и хотела уже ложиться спать, но тут зазвонил телефон. Это был Александр Зацепин: “Аида, мы тебя разыскиваем уже месяц. Фильм готов, и надо срочно писать песню. Прямо сейчас!”
Через час я уже была на “Мосфильме”. Захожу, а на полу сидят трое: Леонид Гайдай, Юрий Никулин, Андрюша Миронов и выпивают. Естественно, и меня приглашают в тесную компанию. А я им: “Я приехала из дальних краев. Буду делать что-нибудь одно - или петь, или пить. Вы уж допивайте, а я петь попробую”. В пять утра состоялась первая и единственная проба.
Вскоре фильм вышел на экран, и тут же в мой адрес посыпались гневные письма из Министерства культуры с требованием прекратить это безобразие. Картину ставил Гайдай, образ женщины легкого поведения создала Светличная, а козлом, который за все должен был отвечать, оказалась Ведищева…
- Как вам удалось создать свой имидж в Америке?
- Благодаря системе Станиславского, которую я изучила в Союзе, мне удалось построить свой Бродвей. Я все создавала своими руками. Со временем пришло признание. Мне пришлось взять псевдоним, потому что Ведищеву в Америке никто не знает. Меня любят как Аиду Эмейзинг (Amazing Aida - “Удивительная Аида”). Совсем недавно у меня был большой бенефис, посвященный тридцатилетию творческой деятельности.
- У вас были соперники?
- Я никогда ни с кем не соревновалась, я - эмигрант. Эмигрант до конца дней своих останется эмигрантом. Просто я очень тяжело трудилась, чтобы не растерять то, что дал мне Бог. Развивала свой талант и делилась с народом. У меня свое ТВ-шоу. Я хотела всегда приносить людям хотя бы маленькую пользу. Доллары меня никогда не интересовали. Я все вкладывала в работу, ведь с собой ничего не унесешь. Самое главное - творить!
- Вы не жалеете о выбранном пути?
- Я уезжала не для того, чтобы ловить за хвост американскую мечту. Я бежала из Союза куда угодно. Сначала хотела жить в Австралии. Девять месяцев я сидела и ждала визу. Но оказалось, что общий возраст членов семьи не должен превышать 90-летней отметки, а моей мамочке уже было 75! Потому и очутилась в Америке.
- Ваше мнение об американских мужчинах.
- Мягко стелют, да жестко спать. Доллар для них - главное. Наши мужчины имеют сердце, а это - самое важное.
- Чем занимается ваш сын?
- Бизнесом. Он живет в Санта-Барбаре. Санта-Барбара - это “сестричка” Ялты, и я очень люблю эти два городка.
- Аида, о чем вы мечтаете?
- Мечтаю сохранить свою душу и в конце концов вернуться туда, откуда пришла.
Андрей ВЫСОЦКИЙ.
Родители мои жили в Киеве. Перед самой войной (а родилась я 10 июня 1941 года) они переехали в Казань и там я появилась на свет. После войны папу (он был врачом) отправили “построить” институт в Иркутске и еще одной моей родиной стала Сибирь. Так что все мое родное, вся земля родная…Популярная артистка эстрады Аида Ведищева стала звездой после фильма “Кавказская пленница”, исполнив за кадром “Песенку о медведях”. Выпущенная фирмой “Мелодия” пластинка с ее записью тиражом в 7 миллионов экземпляров разошлась мгновенно. А Аиду ждал новый успех - песня Александра Зацепина “Помоги мне” в комедии “Бриллиантовая рука”. Затем был еще один супершлягер - “Лесной олень” из фильма “Ох уж эта Настя” - он звучал ежедневно на Всесоюзном радио. В конце 70-х светлая полоса сменилась черной. Аида Ведищева попала в немилость к Министерству культуры СССР. Ей не давали выступать. Распался брак. Забрав мать и сына, Аида уехала в Америку. Эта певица много раз выступала в Минске. И всегда при переполненных залах. Сегодня наш гость - Аида Ведищева. Она прилетала в Беларусь из Америки для участия в фестивале “Золотой шлягер”. росла в Иркутске, окончила музучилище по классу фортепиано и вокала. Еще подростком играла в студенческом театре музыкальной комедии. Но родители (они были врачами) уговорили меня пойти в институт иностранных языков. После окончания уехала в Москву. Неожиданно для себя. Редакция “Доброго утра” пригласила меня принять участие в передаче. Мне дали нотки “Песенки о медведях”, очень незамысловатые, я посмотрела, и через полчаса запись была готова. Прошла неделя, я уже совсем забыла об этой песенке, как вдруг звонок: “Аида, поздравляем, твой голос прошел на голос главной героини “Кавказской пленницы”.Меня взяли в оркестр Лундстрема для гастролей в Ялте и Сочи, потому что я была темпераментная, хорошо играла и двигалась на сцене. Затем работала в оркестре Утесова, где была возможность выступать в одной программе с мужем. Я часами беседовала с Леонидом Осиповичем. Это была прекрасная школа. Но Утесов очень обиделся, когда я ушла от него и решила делать собственные программы. Выступала от Рязанской филармонии. Вместе с отменным составом “Менатон” и блестящим режиссером - Юрием Шерлингом создали программу. я была артистка драматического театра, а не только певица), но им хотелось видеть певицу, которая стоит по стойке смирно и поет Успела показать только две, а затем мои шоу начали снимать с репертуара. Отняли у меня музыкальный коллектив. В 1972 году, когда худсовет запретил очередную программу певицы и оставил ее без аккомпанирующего состава, Аида Ведищева обратилась к Юрию Силантьеву и с помощью его оркестра записала <минусовки> многих песен из своего репертуара. А затем, уже без ансамбля, стала ездить с концертами, быстро поняв преимущества именно такой формы бытия на сцене. И тогда, в самом начале 70-х, Аида записывает с оркестром Гостелерадио, с Ю.Силантьевым: фонограмму музыкального сопровождения своих песен и становится первой в СССР “фанерщицей”. Это был новый, эффектный путь, потому как позволил создать шоу с танцорами - братьями Абидовыми, с пантомимой, с демонстрацией слайдов и цветомузыкой. Успех был ошеломляющим: давали по 35 - 40 концертов в месяц Ставка за выступление с пятнадцати до восьми рублей, у меня была 8 рублей. На сольные программы разрешения не давали, перекрыли доступ на телевидение. И все из-за моих творческих экспериментов. Чиновники хотели, чтобы я пела только патриотические песни.В то время уехали Эмиль Горовец, Вадим Мулерман, Нина Бродская… Ведищева уехала в США последней, лишь в 1980 году уехала с мамой, сыном и с другом в России у меня жили пять собак - Сократ, Платон, Наполеон, Америка и Цезарь. Уезжая, мы забрали их с собой в Америку. Приходилось подрабатывать по вечерам медсестрой и петь для русской аудитории. Сто процентная брюнетка Ведищева в Америке покрасилась в блондинку. И уже через два года сделала свою программу “The best of Broadway and Hollywood” (”Лучшее - Бродвея и Голливуда”). Первый раз я ее показала в “Карнеги-холл”. И по сей день я работаю с этой роскошной программой… В ресторанах я не пою и не пела, . подрабатывать медсестрой пошла в колледж и стала изучать американское театральное искусство же русская публика, тогда не избалованная гастролерами, приняла их вполне благожелательно. Больше того - сумели они подняться до Карнеги-холла: Дальше? В англоязычной прессе немного поговорили о “русской Мерилин Монро” и замолчали. Я стала брать уроки танцев, осваивать бродвейский мюзикл. Училась день и ночь. И через два года сделала свою сольную программу “Лучшее Бродвея и Голливуда”. Мы с семьей купили дом на колесах и объехали в нем почти всю Америку с концертами.Им хватило реализма признать, что отныне их площадки - комьюнити-центры, курорты, так сказать, интертейнмент второго круга. Был куплен “мотор-хоум”, и началась жизнь “бременских музыкантов”: из штата в штат, с курорта на курорт. И - по сути - эту жизнь Аида продолжает по сей день. Однажды (и ни одна русскоязычная газета это не обошла), еще в том начале, увидел Аиду американский миллионер. Подробности я узнавать не стал, видно - он пришел, увидел, победил. Она проиграла, если, конечно, рассматривать ее замужество, как ставку на возможность подняться. Не знаю. Не сужу. Но мужу не нравилось, что жена у него странствующая певица. А друг? Он, как сказала мне Аида, кончил жизнь самоубийством:Я соблазнилась, вышла замуж, построила шикарный дом в Беверли-Хиллз - 11 комнат, с огромным холлом, с бассейном, с баром и черной сценой для себя. У нас бывало много гостей. Мы постоянно путешествовали - и по делам мужа, и просто отдыхали, объездили почти весь земной шар Он не разрешал мне выступать. Единственное, раз в году у меня были концерты в Беверли-Хиллз. Потом начались конфликты с его семьей. Ведь семья в Америке - это клан, в который не принимают чужаков. Мы расстались. Оказалось, его послал не Бог, а дьявол. Послал как искушение Брак с миллионером разрушился. Шесть лет назад развелась с мужем теперь у Ведищевой уже новый друг - солидного вида мужчина, увы, абсолютно не говорящий по-русскиБыли очень дружны с Савелием Крамаровым. Живу в Лос-Анджелесе, бассейн у меня собственный. Сейчас даю два-три концерта в месяц, выступаю на радио “Голос Америки”. с сыном, ставшим композитором Влади ДеВамом Недавно я сделала новую программу “It’s liberty for new Millenium” (”Свобода для нового тысячелетия”).Первый раз после отъезда побывала в России только в 89-м году на фестивале <Золотой шлягер> Бобруйск. За три года до этого написала балладу, посвященную памяти пострадавших от чернобыльской катастрофы, - “Проснись, мой народ президент США Рональд Рейган с супругой Нэнси прислали мне благодарственное письмо.