Dec 02
ВВЕДЕНИЕ В СЕКСОЛОГИЮ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемая вниманию читателей книга - первая попытка создания учебного пособия по сексологии для российских высших учебных заведений.
В настоящее время в России много говорят и спорят о проблемах сексуальности, эротики, полового воспитания и сексуального просвещения. Однако систематических знаний у широкой публики (и даже у тех, кто выступает в роли экспертов по этому предмету) недостаточно и получить их трудно. Многочисленные телевизионные ток-шоу, в которых обсуждаются вопросы пола и сексуальности, имеют не образовательный, а развлекательный характер, а переводные издания не учитывают специфики российской аудитории.
Мне кажется, что начинать следует с элементарного сексологического образования студентов высших учебных заведений, прежде всего - будущих учителей, врачей, психологов, культурологов, юристов и социальных работников. Причем не обязательно делать это сразу же в общенациональном масштабе, по одной и той же обязательной программе. Вузы имеют полное право (и даже обязанность) самостоятельно корректировать свои учебные планы, дополняя их новыми научными дисциплинами. Сексология - предмет общеинтересный, а сегодняшние молодые люди, независимо от их профессионального образования, - завтрашние родители и воспитатели, соответствующие знания им нужны. В некоторых гуманитарных вузах этот курс уже читается.
Вопреки распространенному мнению, сексология не является медико-биологической дисциплиной и тем более - синонимом сексопатологии: она включает в себя множество историко-культурных и социально-психологических проблем и вопросов, как прикладных, так и фундаментальных. Вузовский курс сексологии должен быть органически увязан с преподаванием таких дисциплин, как анатомия и физиология человека, возрастная физиология, возрастная и дифференциальная психология, психология личности, демография, социология брака и семьи, социология молодежи, культурология, феминология (гендерология), валеология, планирование семьи и т. д. Естественно, что в разных категориях вузов их соотношение будет различным и их координация потребует длительного времени.
При отборе обсуждаемых в книге вопросов я руководствовался несколькими критериями:
- практическими жизненными запросами самих студентов,
- интересами повышения сексуальной культуры в стране,
- внутренней логикой развития сексологии как науки, что особенно важно для будущих преподавателей этого предмета,
- тем, что в первую очередь понадобится студентам как будущим родителям и воспитателям.
Анатомия, физиология и репродуктивная биология освещаются в книге, лишь поскольку они необходимы для понимания природы сексуальности и для успешной сексуальной практики. К тому же по биологическим и медицинским вопросам на русском языке гораздо больше доступной научной и научно-популярной литературы, чем по социокультурным. В книге использованы новейшие данные российской и мировой социальной статистики. По каждой главе даются контрольные вопросы для повторения пройденного, а в конце книги - терминологический словарь и список рекомендуемой литературы по курсу в целом и по отдельным темам.
В небольшом учебном пособии невозможно осветить все связанные с человеческой сексуальностью вопросы. Я буду очень благодарен всем читателям, независимо от их возраста и образования, за советы и критические замечания, как по содержанию, так и по стилю изложения материала - какие сюжеты целесообразно добавить, что кажется непонятным или неубедительным, по каким вопросам нужна дополнительная литература и т.д.
Письма и пожелания просьба посылать по адресу: 123007, Москва, а/я 92. Издательство “Олимп”.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Глава I. СЕКСОЛОГИЯ КАК НАУКА
- От мифа к науке
- Психоанализ Зигмунда Фрейда
- Сексологические опросы. Альфред Кинзи
- У. Мастерс и В. Джонсон
- Сексология в России
- Сексологические теории
- Контрольные вопросы
Глава II. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ
- Пол и его детерминанты
- Мужские половые органы
- Женские половые органы
- Контрольные вопросы
Глава III. ПОЛ, ГЕНДЕР И СЕКСУАЛЬНОСТЬ
- Половой диморфизм и образы маскулинности и фемининности
- Пол и гендер
- Психосексуальное развитие и гендерная социализация
- Сексуальное поведение животных
- Человеческая сексуальность
- Контрольные вопросы
Глава IV. СЕКСУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
- Сексуальный символизм
- “Смеховая” культура и “матерный” язык
- Сексуальные ритуалы
- Нормы сексуального поведения
- Типы сексуальных культур
- Двойной стандарт и другие сексуальные запреты
- Сексуальность и любовь
- Эротический код и сексуальная техника
- Отношение к девственности
- Девиантная сексуальность
- История сексуальности
- Сексуальная культура в России
- Сексуальная революция и ее последствия
- Контрольные вопросы
Глава V. СЕКСУАЛЬНОСТЬ И ЭРОТИКА
- Копулятивный цикл
- Сексуальный сценарий
- Мужская сексуальность
- Женская сексуальность
- Индивидуальные особенности сексуальности
- “Искусство спальни”
- Психология любви
- Контрольные вопросы
Глава VI. СЕКСУАЛЬНОСТЬ И ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
- Детская сексуальность
- Половое созревание и его проблемы
- Мастурбация
- Подростковая и юношеская сексуальность
- Юношеский гомоэротизм
- Сексуальное партнерство в браке
- Контрольные вопросы
Глава VII. СЕКСУАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
- Сексуальная ориентация
- Теории гомосексуальности
- Однополая любовь в истории общества
- Гомосексуальность в России
- Стереотипы и предубеждения
- Контрольные вопросы
Глава VIII. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕКСОЛОГИИ
- Сексуальность, мораль и право
- Сексуальное насилие
- Сексуальная эксплуатация детей и подростков
- Проституция
- Эротика и порнография
- Контрольные вопросы
Глава IX. ЗДОРОВЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ СЕКС
- Сексуальность и здоровье
- Сексуальная гигиена
- Контрацепция и планирование семьи
- Сексуальные расстройства (дисфункции)
- Сексуальные девиации
- Болезни, передающиеся половым путем
- СПИД и его профилактика
- Сексуальное просвещение
- Контрольные вопросы
Терминологический словарь
Рекомендуемая литература