Nov 24

Книга о Библии

Tag: Атеизм, Книгиadmin @ 1:38 pm

Второзаконие Последняя книга Пятикнижия - Второзаконие - представляет собой своеобразный итог всех предшествовавших ей. Почти всю книгу занимает речь Моисея к израильтянам, сказанная им якобы накануне перехода через Иордан и вступления в землю обетованную. Через сорок лет после начала странствования в пустыне Моисей опять напоминает людям о завете с богом, опять перечисляет условия и требования этого завета, напоминает о наградах, которые ждут покорных, и о страшных карах, которые понесут строптивые. Много раз повторяются одни и те же наставления. До каких мелочей доходит дело в Ветхом Завете, можно понять из того, что одно из наставлений касается… порядка опорожнения желудка. Есть, конечно, во Второзаконии и другого рода предписания, отразившие социальную обстановку того времени. Отметим в этой связи хотя бы предписание о седьмом годе: через каждые шесть лет Библия приказывает прощать долги и отпускать рабов на волю. Это относится, однако, только к единоверцам. Характерное нововведение по сравнению с предыдущими книгами Ветхого Завета мы находим во Второзаконии по вопросам культа. Впервые устанавливается, что служение богу производится только в одном, центральном месте и что все местные святилища: алтари, столбы, священные рощи, жертвенники - должны быть решительно ликвидированы. Из этого вытекало, между прочим, и то, что все бесчисленные жертвы скотом и другими ценностями, которые предписаны Пятикнижием, должны приносится центральной группе левитов - жрецов, концентрирующихся вокруг скинии. Вопрос о централизации культа, установленной Второзаконием, имеет большое значение для выяснения истории Библии. Мы еще вернемся к нему в дальнейшем.

Во Второзаконии еще и еще раз формулируется завет между богом и людьми. Есть даже попытка объяснить, почему бог избрал именно евреев для заключения с ними договора: “Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас господь и избрал вас; ибо вы малочисленнее всех народов, но потому, что любит вас господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которую он клялся отцам вашим…”[Второзаконие, гл.VII, ст.7-8.] Из этого объяснения главное все же понять невозможно: почему именно их любит бог и именно их отцам дал клятву, - тем более, что тут же, во Второзаконии, он устами Моисея перечисляет все обиды, причиненные ему евреями, все случаи неповиновения, ропота и бунта.

Как уже говорилось, Моисей умирает до вступления евреев на землю обетованную. Моисея сменяет Иисус Навин. Евреи готовятся форсировать реку и вступить в Ханаан. Этим заканчивается книга Второзакония и вместе с ней Пятикнижие.

Книга Иисуса Навина Здесь рассказывается история перехода евреев через Иордан и последовавшего затем завоевания Ханаана. Важнейшие моменты этой истории связаны с непосредственным вмешательством бога в ход событий. Через Иордан евреи якобы переходят, как по суху, потому что бог остановил его течение и вся вода стала стеной, обнажив дно реки. Неприступные стены Иерихонской крепости сами падают от трубных звуков и громких криков осаждающих. Победа следует за победой, пока, наконец, весь Ханаан не оказывается в руках евреев. Казалось бы, со стороны бога все условия завета выполнены: он отдал евреям не только самую страну обетованную (”обещанную”), но и все имущество ее жителей, дочиста ограбив их. Люди, однако, продолжают нарушать завет. После смерти Иисуса Навина евреи были верны богу только до тех пор, пока были живы люди, помнившие историю завоевания Ханаана.

Книга Судей Израилевых За то, что евреи изменили богу Яхве после смерти Иисуса Навина и стали служить языческим богам - Астарте и ваалам, Яхве предал их в руки месопотамского царя Хусарсафема. Спаситель в лице Гофониила с помощью бога одолел Хусарафема и освободил евреев. Но как только умер Гофониил, “сыны израилевы опять стали делать злое пред очами господа”. За это бог отдал их в руки моавитского царя Еглона. Тогда явился спаситель Аод, убивший Еглона и освободивший евреев. Но, “когда умер Аод, сыны израилевы стали опять делать злое пред очами господа”. Наказание было осуществлено при помощи Иавина, “царя Ханаанского, который царствовал в Асоре” и “жестоко угнетал сынов израилевых двадцать лет”. На этот раз евреев спасла пророчица Девора. Затем последовало очередное отпадение и рабство у мадианитян, которых через некоторое время победил посланный богом Гедеон. Но, конечно, “когда умер Гедеон, сыны израилевы опять стали блудно ходить вслед ваалов, и поставили себе богом Ваалверифа”[Книга Судей Израилевых, гл.VIII, ст.33.]. Это продолжалось долго и однообразно, на протяжении всей эпохи судей, т.е. вождей, выбиравшихся на время войны, а в мирное время не имевших других функций, кроме разбора споров между соотечественниками. В книге Судей и рассказывается о деятельности этих вождей в военное и мирное время, причем опять-таки каждое историческое событие описывается не само по себе, а как один из эпизодов в истории сложных и запутанных взаимоотношений между богом и людьми. Понятно, что таким образом каждое вполне естественное событие принимает облик сверхъестественный и фантастический. В таком духе выдержаны и четыре книги Царств.

Книги Царств В фантастической форме истории договора евреев с богом - как он покровительствовал им, как они изменяли ему и как он их за это наказывал - в книгах Царств описывается история древнееврейского государства с момента его возникновения до падения под ударами Ассирии и Вавилона.

Шла борьба с враждебными племенами филистимлян, которые сумели даже овладеть главной святыней евреев - “ковчегом завета” и увезти в свой город Азот, где поставили его в храме бога Дагона, рядом с его статуей. Боги не ладят между собой, по ночам между ними происходят стычки, которые кончаются, конечно, победой еврейского Яхве. В первое же утро Дагон оказывается поверженным на землю, его ставят обратно на место, но на следующее утро он опять лежит на земле, причем осталось лишь одно туловище, а голова, руки и ноги отсечены[См. I книгу Царств, гл.V, ст.4.]. Заботясь о своем боге, которого так жестоко обижал еврейский бог Яхве, филистимляне были вынуждены убрать ковчег из храма Дагона. Но пребывание его на филистимской территории вообще приносило филистимлянам большие страдания: Яхве поразил их тяжелыми заболеваниями (наростами на теле) и мышами, которые опустошали поля. Стараясь избавится от напасти, филистимляне переправляли ковчег из города в город, но жители нигде не хотели его держать из боязни наростов и мышей. Принесли жертву Яхве (пять золотых наростов и столько же золотых мышей), после чего с почетом, на колеснице, запряженной двумя первородившими коровами, отправили ковчег обратно евреям.

В дальнейшем идет рассказ о событиях, которые, видимо, имели место в истории. Появляются первые у древних евреев цари, сначала Саул, потом Давид и Соломон. Уполномоченный Яхве пророк Самуил “помазывает” на царство Саула. Тот первое время “ходит пред лицем” бога, и все обстоит благополучно. Потом царь совершает страшный грех: не дождавшись Самуила, который не пришел в условленный срок совершить жертвоприношение, сам принес жертву богу. Это оказывается роковым для всего царствования Саула. Пришел Самуил и объявил ему, что теперь, в виду такого грехопадения, “не устоять его царствованию”. Царь продолжает совершать поступки, которые в глазах современного человека не выглядят как преступления, но, по мнению авторов Библии, заслуживают самых страшных наказаний. И здесь появляется на исторической арене будущий царь - Давид. В освещении Библией фактической стороны жизни Давида много противоречивого. В дальнейшем изложении мы остановимся на этих противоречиях, а сейчас попытаемся выяснить основную линию развертывания событий, как повествует о них Библия. Популярность Давида в народе все растет, а популярность Саула падает. Царь пытается убить Давида, но его спасает царский сын Ионафан. Ряд лет скрывается Давид от Саула вместе с отрядом своих приверженцев в горах и пустынях Южной Палестины. Наконец, он поступает на службу к филистимскому царю Анхусу. Правда, он обманывает его и, отправляясь в поход якобы против евреев, на самом деле истребляет другие народы, причем “не оставлял Давид в живых ни мужчины, ни женщины”[I книга Царств, гл.XXVII, ст.11.]. По ходу изложения вытекает вывод, что такая жестокость Давида весьма угодна богу. Накануне решающего сражения с филистимлянами Саул консультируется у старой ведьмы в Аэндоре (”аэндорская волшебница”) о своей судьбе. Волшебница вызывает ему тень умершего уже пророка Самуила, которая сообщает Саулу, что завтра он будет убит. Предсказание сбывается, а освободившийся трон вскоре занимает Давид.

В общем Давид изображается Библией как верный последователь Яхве, “ходящий пред лицем его” и потому имеющий большие успехи. Он истребляет всех, кого пророки именем Яхве приказывают ему истребить. Он ведет победоносные войны со всеми внешними и внутренними врагами, завоевывает у иевусеев город Иерусалим и делает его столицей еврейского государства. Он демонстрирует перед народом высшую степень преданности культу Яхве: жертвуя своим достоинством царя и пожилого человека, “пляшет и скачет” перед ковчегом завета. Он слагает гимны и оды в честь Яхве и сам же поет их, аккомпанируя себе на различных музыкальных инструментах.

После смерти Давида царем с санкции Яхве и пророков становится его сын Соломон. Царствование Соломона изображается Библией в самых пышных и ярких красках. Сам Соломон - мудрейший из людей. Он возводит великолепные сооружения, прежде всего знаменитый храм в Иерусалиме. Со всеми подробностями описывается в Библии Соломонов храм - с притвором, с окнами “решетчатыми с откосами”, с тремя ярусами постройки, с обшивкой из кедровых досок внутри здания, с полом из кипарисовых досок, с херувимами из масличного дерева. Так же подробно описывается построенный Соломоном царский дворец. В Библии есть указания на то, что эти сооружения дорого обошлись народу, на который были возложены чрезвычайно тяжелые повинности и налоги. Собиравшиеся ценности шли, видимо, не только на сооружения, но и просто для обогащения царя, так как наряду с мудростью в Библии подчеркивается и богатство Соломона. Царь приобретает массу ценнейших золотых и серебряных вещей, драгоценных камней. Особую слабость он питает к коням, привозя их тысячами из разных стран. Но еще больше, чем коней, он любит женщин. В гареме его содержится ни больше, ни меньше, как семьсот жен и триста наложниц. Здесь-то и таится источник его прегрешений против Яхве. Библия не осуждает баснословного женолюбия Соломона, об этом говорится как о нормальном явлении. Единственно в чем она видит беду, это что женщины, с которыми живет Соломон, - чужеземки, они поклоняются чужим богам, и Соломон вместе с ними впадает в грех, так как служит не только Яхве, но и “Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской”. За это бог решил отнять у наследника Соломона часть царства, и, когда Соломон умер, его государство распалось на две части: Иудею и Израиль. Первое из них объединяло только два колена (племени) - Иуду и Вениамина, второе - остальные десять колен. Царем первого стал сын Соломона Ровоам, царем второго - некто Иеровоам, основавший династию царей израильских. Раскол древнееврейского государства на Иудейское и Израильское представляет собой реальный исторический факт, как и некоторые другие освещенные в книгах Царств события, связанные с деятельностью Давида, Соломона и их преемников. Но, конечно, и в описании этих исторических событий Библией не обходится без большой примеси легендарного и фантастического элементов.

В дальнейшем тексте в Библии занимают все большее место рассказы о деятельности пророков, роль которых в политической и религиозной жизни евреев этого периода, как известно из исторических источников, действительно, сильно возросла. Однако, здесь-то и сказался с особой силой религиозно-фантастический характер библейского повествования. Подробно рассказывается о жизни и чудесах пророка Илии и его преемника Елисея. Илия состязается с целой толпой пророков бога Ваала (четыреста пятьдесят человек) и посрамляет их: он легко совершает чудо, которое им никак не удается совершить. Тогда ему больше ничего не остается, как отвести своих незадачливых соперников к потоку Киссону и там заколоть все четыреста пятьдесят человек. Правда, когда нечестивая царица Иезавель хочет за это убить его самого, он спасается бегством, а не совершает почему-то чудес, которые могли бы обезвредить Иезавель. В остальном же Илия почти всесилен: он исцеляет смертельно больных, вызывает дождь, переходит Иордан по воде, как по суху, и т.д. Наконец, его живым забирает бог на небо. Тогда начинается деятельность Елисея. Елисей творит еще более поразительные чудеса; в частности, воскрешает мертвых, двадцатью маленькими лепешками насыщает сто человек, исцеляет от проказы и, наоборот, насылает проказу на тех, кого решает наказать.

Один за другим сменяли друг друга цари Иудеи и Израиля. Одни умирали естественной смертью, других убивали соперники, третьих свергали с трона и оставляли в живых; во всех, однако, случаях Библия усматривает руку Яхве и его прямое распоряжение, передаваемое и осуществляемое через пророков. И всегда оказывается, что тот царь, чья судьба сложилась печально, особенно много грешил перед Яхве и прежде всего тем, что поклонялся чужим богам, а также не истреблял с должной кровожадностью людей других народов, служивших иным богам; за все это он и наказан. Во всей массе сообщаемых Библией фактов, частью исторических, частью явно баснословных, мы выделим одно сообщение, имеющее важное значение для выяснения всей истории библейского текста. При царе иудейском Иосии, как рассказывается в IV книге Царств и II книге Паралипоменон[См. IV книгу Царств, гл.XXII и II книгу Паралипоменон, гл.XXXIV.], первосвященник Хелкия нашел в иерусалимском храме книгу Закона, которую все, прежде всего сам царь Иосия, признали священной книгой, записанной Моисеем со слов бога Яхве. Ее немедленно прочитали вслух при огромном стечении народа, и отныне она стала почитаться евреями как непосредственное божье наставление к благочестивой жизни, к выполнению договора с Яхве. Просим читателя запомнить это обстоятельство, ибо в дальнейшем изложении, рассматривая историю библейского текста, мы к нему вернемся. Повествование IV, последней, книги Царств доводится до моментов гибели обоих еврейских государств. Израиль падает под ударами Ассирийской державы, а несколько позже, побежденная и разгромленная Вавилоном, гибнет и Иудея. В обоих случаях завоеватели уводят в плен верхушку населения, “сильных земли”.

Паралипоменон После четырех книг Царств в Ветхом Завете идут две книги Паралипоменон - летописей, хроник. В них сызнова дается освещение истории еврейского народа под тем же углом зрения - его взаимоотношений с богом.

Паралипоменон дает краткое изложение этой истории, начиная с Адама, вплоть до вавилонского плена и даже до выхода из него по приказу персидского царя Кира. Изложение книг Паралипоменон и книг Царств ведется параллельно, но имеются довольно серьезные отличия и расхождения между этими двумя источниками. Основное различие между ними состоит в особо враждебном отношении книги Паралипоменон к Израильскому царству - автор старается о нем даже не говорить. Рассказав в главе XIII книги II о войне между иудейским царем Авией и израильским царем Иеровоамом, Паралипоменон кончается сообщением о том, что в решающем сражении Израиль потерял ни больше ни меньше как “пятьсот тысяч человек отборных”. И после этого сообщения об Израильском государстве больше ничего не говорится. Ездра и Неемия В этих книгах библейское повествование переносится уже в ту эпоху, когда пало и Вавилонское царство, побежденное Персией.

Leave a Reply



Сайт управляется системой uCoz