Nov 24

Книга о Библии

Tag: Атеизм, Книгиadmin @ 1:38 pm

Евангелие от Иоанна Это евангелие сильно отличается от всех предшествовавших. Три предыдущих евангелия в основном совпадают по содержанию и ходу изложения, так что они именуются синоптическими (синопсис - свод, согласование). В евангелии от Иоанна богословы и исследователи-текстологи насчитывают 92 процента материала, не встречающегося ни в одном другом евангелии. В нем меньше повествовательного элемента, больше проповедей, поучений и абстрактных рассуждений. Автором этого евангелия церковь считает одного из апостолов Иисуса.

Евангелие от Иоанна начинается туманным заявлением о том, что “вначале было слово, и слово было у бога, и слово было бог”. Потом рассказывается об Иоанне Крестителе, но и здесь не обходится без мистически невнятных рассуждений о “слове, ставшем плотью” и о “славе” этого слова. И сразу идет переход к Иисусу, уже взрослому, ведущему свою проповедь. Опять следует описание чудес и пересказ проповедей. Среди них приводится чудо, о котором ничего не говорится в других евангелиях: на свадьбе в Кане Галилейской, когда не хватает гостям вина, Иисус превращает воду в вино. Рассказы о других чудесах имеют еще более диковинный вид, чем в остальных евангелиях. Так, например, рассказ о воскрешении Лазаря уснащен такими колоритными подробностями, долженствующими усилить впечатление: умерший четыре дня тому назад Лазарь похоронен в гробу, как заявляет сестра его Марфа, он “уже смердит”, но Иисус все равно воскрешает его, и он выходит из гроба, “обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами”. В мрачном мистическом тоне описываются и все дальнейшие перипетии жизни, смерти и воскресения Христа.

В вопросе о конце света евангелие от Иоанна занимает особую позицию. В нем не говорится о том, что следует ждать второго пришествия Христа на землю. Изредка проскальзывает намек на некий “последний день”, но нет никаких указаний на то, что имеется в виду время, когда второй раз на землю придет Христос.

Деяния апостолов Вслед за евангелиями идет в Новом Завете книга, в которой описывается деятельность учеников Христа, пропагандировавших его учение после его “вознесения” на небо. Авторство этой книги церковь приписывает евангелисту Луке. В начале ее автор обращается к тому же Феофилу, к которому адресует свое произведение автор евангелия от Луки. Потом следует рассказ о том, как ученики Христа собрались в Иерусалиме для празднования Пятидесятницы и как они “исполнились все духа святого” и начали “говорить на иных языках”. В дальнейшем изложении, как и в Посланиях, не раз изображается типичная картина молитвенного исступления, когда все участники в страшном возбуждении одновременно выкрикивают бессвязные восклицания, плачут и смеются, громко каются в грехах, - одним словом, “пророчествуют”. Сцена этого массового исступления наводит свидетелей со стороны на мысль о том, что его участники просто пьяны[См. Деяния святых Апостолов, гл.II, ст.13.]. Апостолу Петру пришлось в своей речи специально опровергать такое объяснение происходящего: “Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем”[Там же, ст.15-16.]. Дальше идет описание вербовки апостолами новых приверженцев христианского учения, причем определенно говорится, что первые христиане жили общинами: “все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого”[Там же, ст.44-45.]. Апостолы совершают чудеса почти такие же поразительные, какие совершал Иисус. Несмотря на это, власти подвергают их преследованиям, иногда даже заключают в тюрьмы. Из тюрем они обычно освобождаются с помощью чудодейственной силы, но и это почему-то не убеждает власть имущих, и преследования продолжаются. Особенно неистовствует некий юноша Савл, который принимает участие во всех гонениях на христиан. Савл решил искоренить христиан в Дамаске и отправился туда с полномочиями от первосвященника. По дороге, однако, ему является сам Христос, и Савл убеждается в правоте христианства. Он, правда, слепнет от созерцания Иисуса, но этому горю, оказывается, нетрудно помочь: Иисус инструктирует некоего старца Ананию, как вылечить Савла, и тот прикосновением рук возвращает ослепшему зрение. Непонятно, правда, почему сам Иисус не может вылечить пострадавшего, а должен обращаться к помощи Анании, но это, конечно, не единственное место в Библии, вызывающее недоумение.

Обращение Савла в христианство имеет, по учению церкви, огромные последствия для всей дальнейшей истории. Под именем Павла он становится наиболее активным из апостолов и играет потом важнейшую роль в распространении христианства. Он проповедует преимущественно среди нееврейского населения (”язычников”), за что получает прозвание “апостола язычников”. Павел основывает большое количество новых христианских общин не только в Иудее, но и в других странах Средиземноморья. В Деяниях подробно описываются его многочисленные сухопутные и морские путешествия по разным странам, причем такую быстроту передвижения в то время следовало бы считать, вообще говоря, невозможной, если не прибегнуть для объяснения ее к помощи чуда. Особенно важная роль приписывается Павлу в формулировании и обосновании самого христианского учения. Некоторые богословы считают даже, что Павел явился вторым после Иисуса основателем христианства. Основывается это мнение на приписываемых ему посланиях. В Новом Завете имеется специальный раздел Посланий апостольских, среди которых главное место занимают Послания Павла.

Послания апостолов Всего в Новом Завете содержится двадцать одно послание - каждое из них приписывается тому или иному апостолу. Четырнадцать посланий церковь считает принадлежащими Павлу. Мы не будем пока касаться вопроса, действительно ли Павел был их автором и существовал ли он как историческая личность. Укажем только на то, что даже историки, весьма положительно относящиеся к христианству, считают, что по меньшей мере пять из Павловых посланий являются подложными. Помимо Посланий Павла, в Новом Завете имеются еще послания, приписываемые Иакову, Петру, Иоанну, Иуде. Каждое из посланий по форме является чем-то вроде инструктивного письма, адресованного апостолом той или иной христианской общине или отдельному ее представителю. Некоторые из них напоминают обычные письма: начинаются с обращения, кончаются приветами, пожеланиями и просьбами передать поклон кому-либо из знакомых. В посланиях христианство впервые выступает как новая религия, порывающая свои связи с иудейством.

В Послании к Римлянам автор говорит о иудейской религии в довольно дружественном тоне, но делает важный шаг в сторону признания равноправия иудеев и язычников. Иудейство он признает истинной религией, но главное усматривает не во внешних его признаках, а в вере. В Первом Послании к Коринфянам иудеи и язычники уже уравнены в правах - и те и другие оказываются стоящими на неправильных позициях: “Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого”[Первое Послание к Коринфянам, гл.I, ст.22-23.]. А уже во Втором Послании к Коринфянам прямо говорится о превосходстве Нового Завета над Ветхим: на сердце сынов израилевых при чтении Ветхого Завета “лежит покрывало”, и это покрывало снимается только при чтении Нового Завета, при “обращении к господу”[Второе Послание к Коринфянам, гл.III, ст.14-16.]. Наибольшую ясность в вопрос о взаимоотношениях иудаизма и христианства вносит Послание к Галатам, где автор отчитывает “неразумных”, отпавших снова в иудейство. Христианство оформляется таким образом, как самостоятельная религия и перестает быть сектой или ответвлением иудейства, перестает быть религией тех евреев, которые считают, что мессия уже пришел и им был именно Иисус. В посланиях последовательно выражена рабская идеология полной покорности эксплуататорским порядкам. Приведем получившее всеобщую известность место из Послания к Римлянам: “Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от бога; существующие же власти от бога установлены. Посему противящийся власти противится божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение… Ибо начальник есть божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести”[Послание к Римлянам, гл.XIII, ст.1-5.]. В евангелиях мы тоже находим подобные высказывания, но здесь они выражены с особой категоричностью.

Последнее место в Новом Завете занимает книга, и по содержанию, и по форме резко отличающаяся от предшествующих ей. Это Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис.

Откровение Иоанна Содержание этой книги весьма запутанно и бессвязно, но поддается расшифровке таким образом, что вся книга оказывается, как говорит Энгельс, самой простой и ясной из всех книг Нового Завета.

Основной мотив Апокалипсиса заключается в пророчестве о грядущем в ближайшее время конце света и наступлении сначала антихриста, а потом - царства небесного на земле. Это пророчество излагается в форме ряда фантастических видений, которые явились якобы автору Апокалипсиса на острове Патмос, куда он был сослан за исповедование христианства. Видения эти, страшные и запутанные, наполнены таинственными символами и загадочными образами, чередующимися непонятно и беспорядочно. Пророк видит само царство небесное с восседающим на престоле богом, окруженным двадцатью четырьмя старцами. В мрачно фантастическом духе описывается божье окружение - семь огненных светильников, четыре чудовищных животных, имеющих по шесть крыльев и множество очей, которыми покрыто все их тело; здесь же и тьмы тем ангелов. Кругом непрестанный грохот грома и вечный шум от непрерывного прославления бога и его святости. Потом начинается описание самого действия. Главную роль в нем играет таинственная книга за семью печатями, которую принимается раскрывать “агнец божий” с семью рогами и семью очами. Снятие семи печатей сопровождается знамениями, каждое из которых имеет символический характер и представляет собой страшное бедствие для человечества. Появляется всадник на белом коне - символ Римской империи и гнета, который она несет всему миру; на рыжем коне - символ войны; на черном коне - символ голода; на коне “бледном” символ смерти; потом идут гонения за веру - землетрясение. После снятия седьмой печати в Откровении описывается новая серия фантастических сцен с огнем, градом, бурями, кровью, молниями, землетрясениями и трубными звуками. Падают звезды и пылающие горы, затмеваются солнце и луна, под звуки трубы “седьмого ангела” появляется величественная женщина - “жена, облеченная в солнце”, она рождает младенца Иисуса. Тут же находится сатана с семью головами и десятью рогами, он поджидает, когда родится младенец, чтобы сожрать его. Архангел Михаил во главе своей армии ангелов выступает против сатаны и после ожесточенного сражения повергает его на землю. Тогда сатана обращает свои козни против людей, он действует при помощи вышедшего из моря зверя, также с семью головами и десятью рогами. Этому зверю он отдает власть над землей, и все люди ему поклоняются. Из земли выходит второй зверь, помогающий первому и, в частности, накладывающий каждому человеку на правую руку печать, на которой изображено имя зверя или числовое начертание этого имени. По поводу этого числа в Апокалипсисе многозначительно изрекается: “Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое. Число его шестьсот шестьдесят шесть”[Откровение Иоанна Богослова, гл.XIII, ст.18.].

Наконец, среди нагромождения кошмаров начинает просвечивать луч спасения. Появляется зеленеющий островок и на нем идиллическая группа праведников, спасенных от грехов мира. Их сто сорок четыре тысячи - счастливцев, живущих в мире и благоденствии. Но это только мимолетная прогулка фантазии пророка в область спокойствия. Тут же опять начинаются всякие ужасы - дым, смрад, огонь, кровь, жабы, землетрясения… Наконец, наступает суд над великою блудницею - женщиной, сидящей на звере из бездны. Апокалипсис поясняет, что семь голов зверя “суть семь гор, на которых сидит жена”, и семь царей, “из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и, когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель”[Откровение Иоанна Богослова, гл.XVII, ст.9-11.]. Блудница осуждена и появляется агнец, на бедре которого написано, что он “царь царей и господь господствующих”, за ним на белых конях следуют воинства небесные. Зверь побежден и брошен в огненное озеро, истреблено все его воинство, а сатана закован в цепи сроком на тысячу лет.

Начинается судилище, и наиболее отборные праведники в течение этого тысячелетия царства живут в царствии небесном. По прошествии тысячи лет сатана опять освобождается, снова начинается страшная война, в которой участвуют Гог и Магог. Кончается дело, как и следует ожидать, победой бога и его агнца, который и сам - бог. Наступает последний и окончательный Страшный Суд. Воскресают все умершие, даже море отдает всех утопленников. Приносят большие книги, где записаны все дела людские. Впрочем, нужна только одна - Книга жизни, в которой записаны имена избранных для вечного блаженства. Остальные люди сбрасываются в огненное озеро на вечные мучения. Что можно сказать по поводу пересказанной выше серии пророчеств Апокалипсиса? Прежде всего то, что они представляют собой безвкусное и грубое нагромождение ужасов. Мы изложили так подробно содержание Апокалипсиса только потому, что среди верующих до сих пор существует представление о нем как о книге, которая мудро пророчествует чуть ли не о сегодняшнем дне. Никаких пророчеств, которые сбывались бы в наши дни, Апокалипсис не содержит.

Апокалипсис завершает серию ветхозаветных пророческих книг, предсказывавших неизбежные страшные бедствия, за которыми якобы должно последовать искупление и освобождение. В новозаветном каноне он находится на последнем месте, как наиболее позднее произведение. На самом же деле по своему характеру он должен быть отнесен к периоду, когда христианство и иудейство представляли еще собой одно целое.

3. ОТДЕЛЬНО О НЕКОТОРЫХ БИБЛЕЙСКИХ КНИГАХ

Мы дали беглый обзор Ветхого и Нового Заветов, причем попытались проследить общую нить, связывающую библейские книги. Однако в библии есть некоторые книги, которые не связаны с этой общей нитью, не понятно даже, какое отношение они имеют к иудейской или христианской религиям.

Leave a Reply



Сайт управляется системой uCoz