Nov 24

Книга о Библии

Tag: Атеизм, Книгиadmin @ 1:38 pm

“Бог сперва создал мир и деревья и пресмыкающихся, а потом вылепил из глины два тела - мужское и женское, но в ту же ночь, когда он окончил свою работу, явилась большая змея и, пока бог спал, сожрала оба тела. Так случалось два или три раза, и бог стал в тупик, не зная, как быть дальше, потому что ему приходилось работать целый день, не менее 12 часов, чтобы вылепить эту пару тел… Наконец, однажды утром он поднялся рано и начал с того, что сделал собаку и вложил в нее жизнь, а потом уже, изготовив вновь человеческие изображения, он в ту же ночь поставил собаку сторожить их, и когда пришла змея, то собака залаяла и прогнала змею прочь”[Там же, стр.23.].

В приведенных нами легендах о сотворении человека есть немало общего с ветхозаветной легендой. На самом деле, чем в принципе отличаются эти легенды от ветхозаветной? И библейская легенда, и другие, приведенные нами, основаны на фантазии. Ни одна из них не может быть доказана, ни одну из них нельзя принимать всерьез, ни одну нельзя предпочесть другой.

В самом деле, спросим мы верующего читателя, чем библейское сказание о сотворении человека убедительней, умней и просто достоверней тех сказаний, которые записаны этнографами у современных отсталых народов? Уровень этих легенд примерно один и тот же, да и по содержанию в них немало общего, вплоть до того, что во всех случаях человек делается из глины и в него богом вдувается душа. Естественные науки выяснили действительное происхождение органического мира, всех существующих растительных и животных видов. Учение Дарвина раскрыло картину постепенного развития форм органической жизни на Земле, начиная с простейших растений и животных и кончая человеком. Около миллиарда лет тому назад на Земле возникла жизнь в простейших ее формах. Постепенное усложнение форм органической жизни приводило к появлению все новых и новых видов. Шел процесс постепенного развития жизни на Земле, и около миллиона лет тому назад здесь появился наиболее сложный и совершенный из существующих на Земле организмов - человек.

Как бы ни пытались защитники религии выпутать “священную” книгу из конфузного положения, превращая дни творения Вселенной в “исторические эпохи”, это не помогает: в Библии говорится именно о днях, разделявшихся между собой ночами, т.е. о нормальных сутках. Наука же показывает, что органическая жизнь на Земле должна была около миллиарда лет развиваться, чтобы породить самый сложный живой организм - человека.

По Библии, одновременно появились все растения, потом все животные, потом сразу человек, да еще вылепленный богом из глины. Наука же показывает, как в процессе длительнейшего развития на протяжении сотен миллионов лет возникала жизнь, как потом появились простейшие живые организмы, как из них в свою очередь возникали более совершенные и сложно организованные, как постепенно через ряд промежуточных форм (питекантроп, гейдельбергский человек, неандертальский человек, кроманьонский человек) появился, наконец, человек современный. Можно ли примирить библейскую легенду с данными науки? Ни в коем случае!

Учеными найдены останки - части скелетов и целые скелеты организмов, представляющих собой промежуточные формы между обезьяной и человеком. Скелеты неандертальского и кроманьонского человека найдены к настоящему времени в большом количестве. Как можно при таком положении оспаривать очевидный факт происхождения человека от других, низших животных видов, ближайшим из которых является обезьяна?! И защитник религии вынуждены всячески ухитряться и изворачиваться, чтобы, с одной стороны, не отрицать очевидные факты, а с другой стороны, спасти репутацию Библии. Для этого применяются различные приемы.

В упоминавшихся уже нами ранее папских документах содержатся образцы такого маневрирования, особенно в вопросе о происхождении человека. Признав допустимыми “дискуссии о теории эволюции”, папа в то же время решительно осуждает тех ученых, которые считают дарвинизм не гипотезой, а доказанной теорией. Таким образом, формально католическая церковь как будто занимает нейтральную позицию в вопросе об истинности теории эволюции. Но это мнимый нейтралитет, ибо папа тут же формулирует несколько тезисов, признания которых он безоговорочно требует, и эти тезисы решительно направлены против теории эволюции. Перечислим их: “1) принципиальное превосходство человека над всеми остальными живыми существами, основанное на том, что он обладает душой; 2) первая женщина происходит от первого мужчины; 3) родоначальник людей не мог быть ничем иным, как человеческой тварью, другими словами, первый человек не мог быть потомком животного”[”Gott, Mensch, Universum”, S.222.]. Какие уж на такой базе “свободные дискуссии” о теории эволюции?!

Правда, здесь нет речи об изготовлении Адама из глины. Но то, что церковь всеми силами старается сохранить из библейских представлений, в неменьшей мере противоречит всем данным науки. При этом нельзя не обратить внимания и на другую сторону вопроса: прямо признать, что они отказываются от части библейских мифов (хотя бы от мифа об изготовлении первого человека из глины), у церковников не хватает ни мужества, ни элементарной честности. И к тому же, что тогда останется от учения о богодуховенности Библии и абсолютной истинности всех ее сказаний? Вот и приходится идти на хитроумные софистические увертки с аллегоризацией, символизацией и прочим казуистическим туманом. Для характеристики позиции церковников в рассматриваемом вопросе интересен и следующий пример. Американская Энциклопедия в томе, который вышел в 1949 г., утверждает, что “библейское повествование о сотворении человека с наименьшим интеллектуальным развитием и о происхождении всего человеческого рода от сотворенной пары есть наиболее авторитетное свидетельство, которое мы имеем о первобытном человеке”. Нам предлагают значит, несмотря ни на какие успехи естествознания, верить в авторитет библейского сказания о сотворении богом Адама и Евы и о происхождении людей от этой “первой пары”. А как же согласовать с этим бесчисленные доказательства естественного и постепенного происхождения человека, как истолковать такие упрямые факты, как многочисленные скелеты неандертальцев? И автор строит “теорию”, которая должна спасти “наиболее авторитетное свидетельство” перед лицом беспощадно опровергающих его фактов.

Он утверждает, что с момента сотворения мира и человека до начала “гражданской истории” прошло много тысячелетий. Это само по себе уже является отступлением от церковной традиции, которая исходит из того, что мир сотворен около 7 тысяч лет тому назад. В течение неизвестного количества тысячелетий, которые прошли между сотворением мира и началом “гражданской истории”, человечество развивалось, появлялись различные расы, языки и народы. Некоторые племена по неизвестным причинам вырождались, продуктом этого вырождения является, неандертальский человек и “другие уродства того же сорта”. Как это все происходило, автор объяснять отказывается: “процесс этой эволюции окутан тайной”. Доказывать он это тоже не берется. Во всяком случае, единственной попыткой такого “доказательства” является ссылка на авторитетность библейского свидетельства. Конечно, если исходить из заранее принятого предвзятого решения, т.е. считать наиболее авторитетным или просто непогрешимым тот или иной религиозный источник, то рассуждать и исследовать вообще уже ни к чему, нужно только подгонять факты к тому, что сказано в этом источнике. Но это и есть капитуляция разума перед религиозной фантазией. Оставаясь же на почве разума, на почве науки и общественной практики, мы должны без колебаний сказать, что библейские сказания о происхождении человека, растений и животных не содержат в себе ни крупицы истины.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕБиблейские легенды, о которых идет речь, записаны больше, чем две с половиной тысячи лет тому назад, в устном же виде они бытовали в народе еще задолго до этого. Нельзя тем не менее сказать, что даже две с половиной тысячи лет тому назад библейские рассказы о сотворении мира находились на уровне науки того времени, ибо уже тогда производились научные наблюдения и исследования, из которых делались выводы, хотя и весьма далекие от истины. Но как можно принимать за истину те удивительно наивные, совершенно антинаучные легенды, которые были рождены религиозной фантазией того времени? Наука так далеко ушла вперед, что мы уже имеем возможность освещать основные вопросы мировоззрения с подлинно научных позиций.

Если в исторических фактах, сообщаемых Библией, можно найти помимо фантастики и некоторые зерна истины, то в отношении фактов, относящихся к природе и ее явлениям, к миру в целом, этого сказать нельзя. Здесь царствует фантастический вымысел, способный только запутывать разум и сознание человека. Это в одинаковой степени относится и к Ветхому и к Новому Заветам.

Та общая система взглядов на мир и на общество, то мировоззрение, которое может быть извлечено из Библии, не имеет ничего общего с истинным мировоззрением, отражающим действительную объективную картину всего существующего. Такое истинной мировоззрение дает философская теория марксизма-ленинизма - диалектический материализм, основанный на данных всех наук о природе и обществе, полностью соответствующий общественно-исторической практике человечества.

ГЛАВА ПЯТАЯ


УЧИТ ЛИ БИБЛИЯ ДОБРУ?Защитники религии говорят очень много о нравственном значении Библии, о том, что она действует облагораживающим образом на человека, который ее читает и ей следует. О книгах пророков буржуазные историки и христианско-иудейские богословы говорят, что в них проповедуется “этический монотеизм”, т.е. вера в единого бога, обязывающая к нравственной и добродетельной жизни. Что касается Нового Завета, то проповедники и служители христианства чаще всего оперируют ссылками именно на то, что он учит людей милосердию, любви к ближнему, прощению обид и что если бы все следовали евангельский морали, то на земле давно наступил бы всеобщий мир и самый счастливый общественный порядок.

В наше время можно нередко слышать от некоторых верующих людей такие рассуждения: ну, допустим, что в Библии не все так уж точно и правильно; зато ведь она учит людей жить “по-божьи”, т.е. нравственной и чистой жизнью! В этом вопросе следует разобраться. Действительно ли Библия учит людей добру? В каком направлении она стремится воспитывать верующих в нее людей?

Мы рассмотрим этот вопрос с нескольких различных сторон и прежде всего с точки зрения того, как Библия учит человека относится к обществу, к народу и его судьбе, к своим классовым интересам.

1. ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ОБЩЕСТВУ И СУЩЕСТВУЮЩЕМУ СТРОЮ

О земной и загробной жизни Как и все другие “священные” книги, Библия ориентирует людей на то, чтобы не добиваться хорошей жизни на земле, а дожидаться “царствия небесного”. Правда, не во всех библейских книгах вера в загробный мир выражена одинаковым образом. В книгах Ветхого Завета, как правило, отсутствуют представления о загробном воздаянии человеку за земные дела. Есть смутные упоминания о том, что души умерших людей в виде теней бродят в мрачном подземном царстве, ведя весьма безрадостное существование, независимо от их прижизненных заслуг или грехов. Но в поздних книгах Ветхого Завета уже появляются высказывания о том, что за страдания на земле люди получат воздаянье в потустороннем мире. В иудейской религии это представление нашло свое дальнейшее развитие в многочисленных писаниях раввинов, в Талмуде и других религиозных документах. Что же касается христианства, то в Новом Завете оно сразу обрело развернутое учение о загробной жизни.

В евангелиях рассказывается получившая широкую известность притча о богатом и Лазаре. Бедняк Лазарь влачил жалкое существование и валялся на пороге у богача, который жил в роскоши и наслаждениях. Но после смерти богатый попал в ад и, подвергаясь невыносимым мучениям, случайно обратил свой взор кверху; там он увидел “на лоне авраамовом”, среди райских утех не кого иного, как бедняка Лазаря. И взмолился богатый к Аврааму, чтобы тот послал к нему Лазаря хоть с каплей воды! Но Авраам ответил ему: “Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят”[Евангелие от Луки, гл.XVI, ст.25-26.]. Вывод из этой притчи очень простой и прямолинейный: кому хорошо живется на этом свете, тот должен будет переживать тяжкие страдания после смерти. Стало быть, люди, которые добиваются лучшей жизни на земле, действуют, по меньшей мере, неосмотрительно.

Есть в Библии и другие места, где пропагандируется та же идеология. Не собирайте себе сокровища на земле, убеждает евангелие верующего, ибо это сокровища весьма непрочные и ненадежные: их ест ржавчина, похищают воры; собирайте сокровища на небе, где нет ни ржавчины, ни воров и где эти сокровища будут вечными и нетленными. Авторы евангелия находят яркие сравнения, выразительные образы для пропаганды взгляда на земные заботы как на нечто совершенно ненастоящее. “Не заботьтесь, - говорит будто бы Христос людям, - для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться… Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и бог питает их… Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них… Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь”[Евангелие от Луки, гл.XII, ст.22,24,27,29.]. Если же кто не обращает внимания на эти проповеди и занимается накоплением, если он в конце концов наживается и становится богатым, тем хуже для него. Богатому не попасть в царствие небесное, ему так же трудно это, как верблюду пролезть в игольное ушко; на том свете ему будет так же плохо, как богачу из притчи о Лазаре.

Leave a Reply



Сайт управляется системой uCoz