Nov 24

Книга о Библии

Tag: Атеизм, Книгиadmin @ 1:38 pm

Любопытно, что торговля собственной женой практиковалась Авраамом, как видно из Библии, не один раз. В той же книге Бытия рассказывается, как Авраам пытался совершить с герарским царем ту же сделку в отношении Сарры, какую он совершил с фараоном, и как этому помешало только вмешательство бога, который пригрозил смертью царю, если он посмеет дотронутся до Сарры. Авраама божья кара не касается, он и здесь оказывается совершенно праведным человеком, хотя вина за все лежит только на нем. История с торговлей собственной женой еще раз повторяется в Библии, но уже в отношении сына Авраама Исаака, который, как рассказывается там, идет по стопам своего отца и тоже, выдавая свою жену Ревекку за сестру, пытается торговать ею[См. там же, гл.XXVI, ст.7-8.]. Правда, здесь говорится не о материальных благах, которых добивался Исаак, а о страхе его за свою жизнь: как бы люди, которым понравится его жена, не захотели убить его, чтобы владеть ею. Но и это не свидетельствует о великой доблести праотца Исаака. Как правило, в Библии изображается жизнь божьих избранников и любимцев весьма нелестно. Праведником, например, являлся племянник Авраама Лот, которого бог спас при разрушении Содома и Гоморры. Бог решил истребить население этих городов за то, что оно погрязло в разврате, но спасти при этом Лота с его семьей. Это и было сделано, правда, не без ущерба для семьи Лота: его жена, не сумевшая преодолеть женского любопытства, оглянулась назад вопреки запрещению и превратилась в соляной столп. Но так ли уж был праведен сам Лот, которого спас бог и который не пострадал? Он “только” сожительствовал со своими двумя дочерьми…[См. Бытие, гл.XIX, ст.31-36.]

Вообще поведение ветхозаветных праведников в отношении к женщине выглядит весьма не праведно. Родоначальник и глава крупнейшего из еврейских “колен” Иуда, увидев на улице “блудницу”, немедленно вступает в переговоры, сторговывается о цене и сходится с ней; потом оказывается, что это его сноха[См. там же, гл.XXXVIII, ст.15-18]. Многоженство у ветхозаветных праведников - совершенно обычная вещь. У Авраама, судя по Библии, было две или три жены, одна из них, Сарра, считалась полноправной, другие - наложницами[См. там же, гл.XVI, ст.3.]. У Иакова было две жены и две наложницы[См. там же, гл.XXIX, XXX.]. У Моисея было две жены[См. Исход, гл.II, ст.21; Числа, гл.XII, ст.1.]. У Давида было шесть жен и 10 наложниц[См. II книгу Царств, гл.III.]. Все рекорды побил, однако, царь Соломон, у которого было не более и не менее, как 700 жен и 300 наложниц[См. III книгу Царств, гл.XI, ст.3.].

Мы упомянули выше о царе Давиде с его женами и наложницами. Библия сообщает и о том, какими способами он завоевывал приглянувшихся ему женщин. Удивительно просто, как о чем-то вполне естественном она рассказывает о таком деянии праведника Давида, всегда “ходившего перед господом”. “Однажды под вечер, Давид, встав с постели, прогуливался по кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина. И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею”[II книга Царств, гл.XI, ст.2-4.]. Но этого было Давиду мало: он решил убить мужа Вирсавии. Несчастный был отправлен на войну с письмом к командующему, а в письме было написано, по Библии, следующее: “Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер”[II книга Царств, гл.XI, ст.15.]. Все было разыграно, как по нотам: Урия был предательски погублен, а Вирсавия стала добычей праведного царя, настолько благочестивого, что ему приписывается авторство псалмов.

Следует сказать, что Библия осуждает поступок Давида с Вирсавией и Урией. Больше того, она рассказывает о том, как бог покарал за него Давида: “поразил господь дитя, которое родила жена Урии Давиду”[Там же, гл.XII, ст.15.]. Не Давид понес наказание, а дитя, которое уж никак нельзя считать виноватым в том, что оно появилось на свет. Что же касается самого преступника, то… “утешил Давид Вирсавию, жену свою, и вошел к ней, и спал с нею; и она родила сына, и нарекла ему имя Соломон. И господь возлюбил его”[Там же, ст.24.]. Первого возненавидел так, что убил немедленно после рождения, а второго столь же немедленно возлюбил… Логики в этих поступках бога не видно никакой, но в данном случае нас интересует другое - вопрос о том, как выглядит моральный облик библейских праведников.

Как было уже сказано выше, если подойти к этому вопросу научно, то ничего удивительного в безнравственных, с нашей точки зрения, поступках библейских героев не окажется. В те времена, к которым относится библейское повествование, эти поступки считались нравственными или, во всяком случае, не так уж сильно нарушающими нравственные нормы. В период разложения родового общества и складывавшегося рабовладельческого строя женщина считалась не полноправным человеком, а собственностью главы рода или семьи. Иметь несколько жен и наложниц считалось не менее естественным, чем иметь определенное количество скота. Подходя к вопросу исторически, мы это понимаем. Но принимать это за норму поведения - кому придет в голову такая мысль? Между тем религия учит видеть именно в жизни библейских героев образец морального поведения!

Проповедь себялюбия Какие бы мы ни взяли стороны личности человека, образцы, находимые в Библии, никак не дают того идеала, которому следует подрожать, на который можно было бы равняться. Библейские праведники - прежде всего эгоисты, себялюбцы. Мы нигде не найдем в Библии рассказа о том, чтобы тот или иной поступок делался человеком для другого человека из любви к нему. Когда в евангелиях говорится о любви к ближнему, то это остается словами, а вся Библия, как и религия вообще, направлена против существа этого лозунга, против содержания этих слов. Почему надо любить своего ближнего? Потому, что за это полагается награда на том свете. Это “любовь” с корыстной целью.

Основной заботой для верующего человека является спасение его души. С учением религии о боге это, правда, плохо вяжется. Почему, в самом деле, всеведущий и всемилостивый бог создал мир таким образом, чтобы человеку приходилось постоянно опасаться за судьбу своей души? Ведь буквально из-за любого пустяка ему грозят вечные мучения в геенне огненной! И когда человек умирает, близкие его должны прилагать очень серьезные усилия, чтобы избавить его от печальной участи прозябания в юдоли плача, - только соответствующее количество панихид и других заупокойных молитв в состоянии “упокоить” несчастную душу. Это учение подрывает миф о всемогуществе бога: он не смог создать такого мира, в котором людям жилось бы не то чтобы очень хорошо, а просто нормально, без вечного страха за будущее своей души. Но в данной связи нас интересует другой вопрос: это учение совершенно обесценивает евангельские призывы к любви, ибо придает им характер призывов к любви по расчету.

Надо прощать людям нанесенные ими обиды. Почему? Потому, что “если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и отец ваш не простит вам согрешений ваших”[Евангелие от Матфея, гл.VI, ст.14-15.]. Совершил доброе дело - значит, заработал благо на том свете. Этих благ там можно скопить очень много, ибо там их ни ржавчина не есть, ни воры не крадут. Верующий и должен копить добрые дела, это даст ему спокойную жизнь на том свете. Разве это не идеология себялюбца, думающего только о себе и своем будущем? Даже апостолы Христа расчетливо соображают, достаточную ли они получат плату за то, что примкнули к новому учению. Апостол Петр ставит Иисусу вопрос в упор: “вот, мы оставили все и последовали за тобою; что же будет нам?” И Христос дает ему точную справку: “вы, последовавшие за мною, - в пакибытии, когда сядет сын человеческий на престоле славы своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени моего, получит во сто крат, и наследует жизнь вечную”[Евангелие от Матфея, гл.XIX, ст.27-29.]. Прямой расчет примкнуть к новой религии!

Библия учит людей жадности не только в отношении царства небесного, но и в отношении самых обычных земных благ.

Алчность; стремление к наживе Мы приводили выше евангельскую притчу о талантах; ее непосредственный смысл заключается в пропаганде стяжательства, в жадном кулацком азарте наживы. Больше того, в ряде мест Ветхого Завета людям прямо рекомендуется самый обычный грабеж. Когда евреи собирались уходить из Египта, бог инструктировал Моисея: “Внуши народу (тайно), чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили серебряных и вещей золотых”[Исход, гл.XI, ст.2.]. Так и было сделано: “И сделали сыны израилевы по слову Моисея, и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу (своему) в глазах Египтян; и они давали ему, и обобрал он Египтян”[Там же, гл.XII, ст.35-36.]. Самая обычная жульническая проделка, за которую привлекают к уголовной ответственности. А здесь сам бог учит людей преступлениям. И почему-то это должно считаться нравственным и даже священным! Большим специалистом по части обирания людей Библия изображает Иосифа, сына Иакова. При помощи одной ловкой спекулятивной комбинации он буквально обобрал весь Египет и превратил египтян в фараоновых рабов.

Разгадав знаменитый сон фараона с семью коровами тощими и семью жирными, Иосиф понял, что семь ближайших лет будут урожайными, после чего последует семь лет неурожайных. В течение урожайных лет он скупил по низким ценам огромные массы зерна - “весьма много, как песку морского, так что перестал и считать”[Бытие, гл.XLI, ст.49.]. А когда наступили голодные годы, он использовал свои запасы для ограбления и закабаления египтян. Вот как об этом рассказано в Ветхом Завете: “И не было хлеба по всей земле; потому что голод весьма усилился, и изнурены были от голода земля Египетская и земля Ханаанская. Иосиф собрал все серебро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб, который покупали, и внес Иосиф серебро в дом фараонов. И серебро истощилось в земле Египетской и в земле Ханаанской. Все Египтяне пришли к Иосифу и говорили: дай нам хлеба; зачем нам умирать пред тобою, потому что серебро вышло у нас? Иосиф сказал: пригоняйте скот ваш, и я буду давать вам (хлеб) за скот ваш, если серебро вышло у вас. И пригоняли они к Иосифу скот свой; и давали им Иосиф хлеб за лошадей, и за стада мелкого скота, и за стада крупного скота, и за ослов”[Там же, гл.XLVII, ст.13-17.]. Когда же у египтян ничего не осталось, кроме земель, “продали Египтяне каждый сове поле; ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону. И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого”[Там же, ст.20-21.].

Самый крупный и самый бессовестный кулак и ростовщик мог бы позавидовать тому, как Иосиф провел эту кабальную операцию. Правда, он это сделал не в свою пользу, а в пользу фараона, но нам представляется, что такой образец верноподданнического рвения ничем не лучше, чем любые “подвиги” любых других царских прихлебателей всех времен и народов, направленные на то, чтобы всеми правдами и неправдами ограбить и поработить народ. Здесь это было достигнуто при помощи классических приемов ростовщического вымогательства. А делал это один из излюбленных героев библейского повествования, праведник, которому, с точки зрения религии, надо подражать…

Есть в Библии и еще более яркие примеры.

Когда бог, рассказывается в Библии, привел евреев в Ханаан, он отдал им всю страну с землями и городами, садами и виноградниками. Дело было только за тем, чтобы истребить хозяев всего этого добра - людей, которые своим трудом все создали, и воспользоваться их имуществом. Так и было сделано при непосредственной помощи самого бога. И бог через Иисуса Навина напоминает об этом людям: “И дал я вам землю, над которою вы не трудились, и города, которых вы не строили, и вы живете в них; из виноградных и масличных садов, которых вы не насаждали, вы едите плоды“[Книга Иисуса Навина, гл.XXIV, ст.13.]. Оказывается, убивать людей и пользоваться потом их имуществом - вполне согласуется с библейской моралью!

Вероломство и коварство Вернемся к истории исхода евреев из Египта. Фараон не отпускает их. Почему? Потому что бог специально внушает ему такое упорство. “Я ожесточу, - говорит он Моисею, - сердце фараоново, и явлю множество знамений моих и чудес моих в земле Египетской. Фараон не послушает вас, и я наложу руку мою на Египет”[Исход, гл.VII, ст.3-4.]. Потом бог удовлетворенно говорит: “упорно сердце фараоново; он не хочет отпустить народ”[Там же, ст.13-14.]. Много раз повторяется, что бог ожесточает фараоново сердце и, для того чтобы смягчить это им же ожесточенное сердце, бог насылает на фараона и на египтян всевозможные “казни”, вплоть до поголовного истребления всех первенцев. За что, собственно, бог наказывает египтян? За то, что он же искусственно вызывает непримиримость фараона? А причем тут египтяне, которые так жестоко наказываются при этом?! Если брать бога за образец нравственного и достойного поведения, то надо, видимо, следовать ему и в таких поступках. А что в них хорошего?

В истории исхода евреев из Египта обращает на себя внимание еще одно обстоятельство. Всемогущий бог, конечно, может заставить египтян отпустить евреев из плена. Однако он не делает этого, а людей, которых он хочет освободит, учит, как добиться обманными путями своего освобождения. Он приказывает, например, Моисею сказать фараону, что евреи хотят отправится в пустыню только на три дня, чтобы принести там жертву богу. На самом деле они должны, обманув египтян, уйти навсегда. Избранному народу, таким образом, дается урок лжи и вероломства. Вспомним кстати, как евреи при исходе из Египта обобрали египтян. Вместо того, чтобы прямыми и честными путями добиваться удовлетворения своих требований, люди, наученные богом, ведут какую-то жульническую игру, которая, кстати сказать, совсем не вызывается необходимостью. Неважный, мягко выражаясь, урок нравственного поведения… Все библейское учение о боге буквально насыщено представлением о нем как о существе, которое непрестанно хитрит, всегда что-то выдумывает с тем, чтобы “испытать” людей, насылает на них с этой целью всякие бедствия. Он схитрил уже с Адамом и Евой, создав для них такие условия, при которых они обязательно должны были согрешить. Ведь в качестве всеведущего он заранее знал, чем дело кончится! Да и все сотворение человечества выглядит, с этой точки зрения, довольно странно: бог заранее знал, что творит людей несовершенных и греховных, что он обречет их на всевозможные бедствия. В книге Исаии он прямо говорит: “Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; я, господь, делаю все это”[Книга пророка Исаии, гл.XLV, ст.7.]. Допустим, что действительно это так. Но для чего же бог творит тьму и бедствия? - этот вопрос был бы вполне резонным в устах каждого верующего.

Обычно бедствия, происходящие с людьми, приписываются защитниками религии козням сатаны. Пресловутый змей, соблазнивший наших прародителей, тоже, видимо, означает сатану. Но удивительно и непонятно отношение бога к этому воплощению зла. Во-первых, по смыслу религиозного учения, бог же и создал сатану, как и все его многочисленное воинство - чертей различных разрядов и рангов. Правда, он создал их ангелами, и они только впоследствии превратились в дьяволов, восстав против бога, но всеведущий бог не мог, конечно, не предвидеть этого заранее. Значит, он сотворил источник зла преднамеренно. Во-вторых, между богом и сатаной, по учению как иудаизма, так и христианства, существует самое обыкновенное сотрудничество. Сатана со всем своим штатом постоянно выполняет божьи поручения, приводит в исполнение божьи приговоры, мучая осужденных грешников, и т.д. Это мы видели на примере с Иовом. То же самое с учением о попущении богом зла на земле. Бог не мешает злу творится на земле, ибо он предоставил человеку свободную волю и дает ему вольный выбор между злом и добром, тем самым испытывая его. Но для чего нужны ему эти испытания?

Leave a Reply



Сайт управляется системой uCoz